Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Самый массовый танк Первой мировой войны

27 лет на боевой службе.

Луи РеноВ декабре 1915 года полковник Этьен (Jean-Baptiste Eugène Estienne), которого на родине называли Père des Chars («Отец танков»), обратился к Луи Рено (Louis Renault) с предложением делать танки, но получил отказ. Хотя в итоге Луи Рено за это дело все же взялся. Возможно, что этого не произошло, если бы сам Этьен не посчитал, что кроме тяжелых и средних танков союзникам потребуются легкие танки для непосредственной поддержки пехоты. 30 декабря 1916 года фирма Луи Рено изготовила опытный образец и предоставила его Консультативному комитету штурмовой артиллерии на всесторонние испытания. Членам комитета новинка не понравилась, машину критиковали упорно и долго. Отмечалось, что танк слишком мал и тесен, что центр тяжести смещен не туда, куда нужно, что из-за небольшого веса он будет не в состоянии разрывать проволочные заграждения, а всего один член экипажа в башне — обслуживать установленный в ней пулемет. От фирмы требовали посадить в башню минимум двух человек. Но на это нужно было время, которого не было, поэтому новый танк все же приняли на вооружение семью голосами против трех.

Рено FT

Танк «Рено» FT

Продольный разрез и разрез в плане первого варианта
танк "Рено" Танк "Рено"
Нажмите на изображение для увеличения

Для начала заказали 100 машин, причем на части из них Этьен (Жан-Батист Эжен Этьен) предложил заменить 8-мм пулемет Гочкиса на 37-мм пушку Пюто, а также сделать специальные средства связи между подразделениями и в качестве командирской машины. Количество заказанных танков продолжало расти, и справиться с их выполнением фирма «Рено» уже не могла. Пришлось привлекать к производству другие предприятия, так что первые танки «Рено» начали поступать во французскую армию уже в марте 1918 года, а всего до конца Первой мировой войны их было выпущено 3177 в нескольких вариантах. Без преувеличения можно сказать, что это была дизайнерская разработка мирового значения, хотя на первый взгляд, тем более современный, ничего особенного в танке вроде и нет.

Танк Рено
Компоновка Рено FT-17.

Корпус достаточно простой формы собирался на каркасе из уголков и фасонных деталей при помощи заклепок. Ходовая часть состояла из отдельных тележек с катками малого диаметра, сблокированных на листовых рессорах. Поддерживающие катки подрессоривались спиральной пружиной, что обеспечивало постоянное натяжение гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, сделанное из дерева с металлическим ободом, спереди. Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный хвост, крепившийся на оси в задней части корпуса, что позволяло закидывать его на нишу моторного отделения. При этом он не мешал транспортировке танка по железной дороге и в тоже время на марше, если хвост был откинут, на нем могли располагаться 2-3 пехотинца и груз.

Танк Рено

Танк Рено

Танк РеноКарбюраторный двигатель танка заводился при помощи специальной рукоятки, как автомобиль, причем сделать это можно было и снаружи, и изнутри. Управление осуществлялось отключением и торможением действующей гусеницы при помощи механической коробки передач, имевшей четыре скорости вперед и одну назад. Для входа в танк служил носовой трехстворчатый люк, а в задней части башни был устроен аварийный люк, служивший также для загрузки боеприпасов. Водитель сидел спереди и мог вести наблюдение через три смотровые щели, стрелок в башне мог стоять или сидеть в брезентовой петле, которую позже заменили на регулируемое по высоте сиденье, и имел для наблюдений грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, оборудованный пятью смотровыми щелями. Новаторство Рено проявилось и в том, что он впервые поставил на свой танк цельнолитую башню с броней толщиной 22 мм, хотя параллельно выпускались и более привычные восьмигранные клепаные башни на каркасе из уголков. Через некоторое время выяснилось, что плоские листы брони на этих башнях толщиной 16 мм обладают даже лучшей пулестойкостью, нежеля броня на литых башнях, но так как литая башня была дешевле для массового производства, то ее выпуск был продолжен, а уже в 30-е годы французская промышленность начала выпуск танков только лишь из одних литых деталей.

Компоновка

Нажмите на изображение для увеличения

Боевые качества танка «Рено» могли быть и выше, если бы, например, лобовая плита на нем была сделана без излома, а вместо щелей для наблюдения водитель имел хотя бы простейший перископ — ведь траншейные перископы в то время уже широко применялись. Или лобовой лист сделать с большим наклоном и, следовательно, более пулестойким. Точно так же можно было использовать для наблюдения из башни стробоскоп — специальный прибор в виде купола со множеством вертикальных узких щелей, которые при быстром вращении создают внутри панорамное изображение окружающей местности. Здесь, видимо, сыграло свою роль то обстоятельство, что стробоскоп — прибор довольно-таки дорогостоящий, к тому же он плохо показывает в темное время суток. Надо отметить, что на свои тяжелые танки Char 1А и 1В, строительство которых в 1917 году уже велось полным ходом, французы поставили стробоскопы сразу на обе имевшиеся башни.

Танк Рено FT17 Танк Рено FT17

Тем не менее легкие танки «Рено» зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Благодаря низкому удельному давлению на грунт, составлявшему всего 0,6 кг/см2, они обладали хорошей проходимостью и могли преодолевать 45-градусные подъемы и 1,8-метровые рвы. Но из-за небольшого запаса горючего на передовую эти танки приходилось перевозить на грузовых автомобилях. Именно эти танки и стали самыми массовыми танками Первой мировой войны и самыми повоевавшими, поскольку с 31 мая и по 11 ноября 1918 года они участвовали в 3292 боевых столкновениях, в ходе которых было потеряно 440 машин.

Танк Рено FT17 Танк Рено FT17

Среди иностранных армий больше всего танков «Рено» получила армия США, где впоследствии такие машины под названием «6-тонных танков модели 1917 года» начали выпускать самостоятельно. Три танка в июне 1918 года получила Италия, затем эти танки поставлялись в Финляндию, Эстонию, Литву, Югославию, Бразилию, Польшу, а многие страны закупили их для проведения испытаний.

В разное время «Рено» получили Греция и Турция, , воевавшие между собой; они применялись в Сирии и Марокко, воевали в составе итальянской армии  в Африке, а также во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Поставлялись они и белогвардейцам, причем многие из этих машин в качестве трофеев попали потом в Красную Армию, так же как и польские танки, захваченные во время советско-польской войны 1920 г. В самой Франции эти машины составляли основу танкового парка до середины 30-х годов, и даже приняли участие во Второй мировой войне.

Танк "Рено" FT-17

Танк «Рено» FT-17, Маньчжурия, 1929 год

К этому времени все пушечные танки были разоружены — их пушки потребовались для оснащения новых легких танков, поэтому на «Рено» вместо пушек и старых пулеметов «Гочкис» установили новые пулеметы образца 1931 года, из-за чего и марку танков тоже изменили на FТ-31. После капитуляции Франции войска вермахта захватили 1704 танка «Рено», но применяли их  главным образом для охраны аэродромов и в качестве полицейских машин. Иногда их просто закапывали в землю в качестве бронированных  огневых точек. Последний раз танки «Рено» вступили в бой с японцами в 1945 году, штурмовавшими Ханойскую крепость.

Три танка Renault FT-31
Три танка Renault FT-31, один из которых полностью уничтожен, 1940 год

Таким образом, танки Рено находились на боевой службе 27 лет — с 1918 по 1945 год. По всей вероятности — это рекорд танка двух мировых войн.

Post Author: asvfedf