Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Сухопутный броненосец Первой мировой войны

Танк Первой мировойСтроить танки во Франции предложил полковник (впоследствии генерал) Жан-Батист Эжен Этьен (Jean-Baptiste Eugène Estienne), обратившийся 1 декабря 1915 года с письмом к главнокомандующему французской армии генералу Жоффру (Joseph Jacques Césaire Joffre), в котором шла речь о возможности создания «сухопутного броненосца». 12 декабря полковника Этьена приняли в штаб-квартире французской армии, а Жоффр обещал оказать ему всяческое содействие. Сначала заказ на новую машину был выдан Луи Рено (Louis Renault), который отказался, ссылаясь на недостаток опыта. Тогда Этьен обратился в фирму «Шнейдер-Крезо», где уже пытались бронировать тракторы «Холт», и вместе с ее главным конструктором Ю. Бриллье они разработали проект первого французского танка — официально «Штурмового артиллерийского трактора» — практически за 6 дней. Первый танк был готов уже 8 сентября 1916 года, но выполнение всего заказа на 400 танков было затянуто, поэтому мечта Этьена о том, чтобы именно французы осуществили первую в мире танковую атаку, так и не сбылась.

Жозеф Жак Сезер Жоффр Жан-Батист Эжен Этьен
Жозеф Жак Сезер Жоффр
(12 января 1852 — 3 января 1931)
Жан-Батист Эжен Этьен
(7 ноября 1860 — 2 апреля 1936)

Но во Франции были люди, сумевшие получить такой же заказ и для фирмы FAMH в городе Сен-Шамон, и поскольку там разрабатывали конструкцию собственные инженеры, поэтому французы получили сразу два танка, имевших практически одинаковую ходовую часть трактора Холта. Это были очень несуразные машины. Ускорив темп их создания, французы превзошли британцев, затратив на полгода меньше времени от момента выдачи заводам заказа до момента завершения. Торопясь брали первые лежащие на поверхности решения. Будучи информированы о работах за Ла-Маншем, они игнорировали опыт англичан, отвергавших тракторную разработку, и выполнили разработки на основе трактора, совершенно неприемлемого для преодоления «лунного ландшафта» передовых позиций. Но надо признать, что защищенность гусеничных цепей на французских танках была выше, чем у британских.

Танки Первой мировой войны
Французский танк Танки первой мировой войны
Французский танк «Шнейдер» CA
нажмите на изображение для увеличения

Кроме того, если английские машины воспринимали все неровности пути прямо на корпус, то французские имели подвеску с пружинным подрессориванием, что позволило и несколько поднять скорость, и повысить комфортность условий работы экипажа. На этом список достоинств французских моделей заканчивается. На ходовую часть установили примитивную коробку бронекорпуса, прилично выходящую за продольный габарит гусениц. В этом отношении наиболее удачным оказался танк «Сен-Шамон», у которого вывешенная далеко вперед, лобовина была готова застрять на любом вертикальном препятствии, что в боевой обстановке обычно и происходило.

Танк Saint Chamond
Танк Saint Chamond

По сути дела и танк «Шнейдер» СА-1 (СА — «штурмовая машина»), и танк «Сен-Шамон» главного конструктора фирмы рено полковника Римальо представляли собой бронированные блокгаузы на гусеничном ходу, но у машины «Сен-Шамон» корпус был вдвое длиннее, чем у «Шнейдера». При длине корпуса 7,91 м танк Первой мировой войны «Сен-Шамон» редко переходил ров шире 1,8 м. «Шнейдер» отличался наличием стального хвоста сзади и наклонной балкой-контрфорсом спереди, которые способствовали преодолению окопов.

Французский танк "Шнейдер", 1916 год
Танк Первой мировой «Шнейдер», 1916 год

На «Сен-Шамоне» орудие установили за лобовым листом, так что стрельба из него могла производиться в узком секторе прямо по курсу, а перенос огня должен был сопровождаться поворотом всего танка. Первоначально у 165 танков использовалась пушка специального типа, в дальнейшем — 75-мм полевое орудие образца 1897 года. Что касается «Шнейдера», то здесь орудие смонтировали у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делалось на кораблях. Угол обстрела — лишь 20°. В итоге все цели слева находились в мертвой зоне. Их невозможно было подавить, не подставив под обстрел правый борт машины, что было небезопасно, так как бензиновые баки на «Шнейдере» размещались по бортам и достаточно было всего одной бронебойной пули, попавшей в бак с горючим, чтобы уничтожить весь танк с экипажем. Но два пулемета с воздушным охлаждением располагались по бортам в шаровых установках, имевших большие зоны обстрела.

Танки Первой мировой войны
Танки первой мировой войны танк
танк «Сен-Шамон», 1917 г. танк «Сен-Шамон», 1918 г.
нажмите на изображение для увеличения

На танке «Шнейдер» применялся обычный бензиновый мотор, но специальной разработки, и механическая коробка передач с тремя скоростями вперед и одной назад при скорости движения около 6 км/ч. У «Сен-Шамона» двигательная установка была комбинированной и состояла из одного бензинового двигателя «Панар», который вращал электрогенератор, питавший током два электромотора, работавших каждый на свою гусеницу. Благодаря этому танк имел бесступенчатое регулировании скорости хода и поворотов гусениц, что облегчало управление, но в целом такой привод оказался и более сложным по сравнению с механическим, кроме того и более дорогим. Танк был способен развивать скорость до 12 км/ч, но практически быстрее 8,5 км/ч ездить не рекомендовалось, чтобы не поломать двигатель.

Танк "Сен-Шамон"
Танк Первой мировой «Сен-Шамон», 1916 год

Первоначально танк имел эллиптические командирскую и водительскую башенки на корпусе спереди, но потом их заменили на одну прямоугольную для командира танка. Несколько раз пришлось увеличивать ширину гусениц, а под конец отказаться и от их бронировки, так как на проектной модели она спускалась до земли и ухудшала и проходимость этой тяжелой машины, имевшей вес 24 тонны против проектных 18.

Танки Первой мировой войны
Танки первой мировой войны танк
Танк «Шнейдер» CA Танк «Сен-Шамон»
нажмите на изображение для увеличения

17-мм броня танков «Сен-Шамон», удвоенной толщины по сравнению с первоначальным проектом, выдерживала удары германских бронебойных пуль марки «К», но на «Шнейдерах» уже после того, как они побывали в бою Первой мировой войны в апреле 1917 года, пришлось дополнительно ставить броневые листы толщиной 5,5 мм. При всех присущих им недостатках, французы свои танки рассматривали как отборный род войск, «внушавший доверие уже одним своим видом». Тем не менее отсутствие какого-либо опыта их применения вызвало среди первых французских танков очень большие потери, что не сказалось на их производстве, в особенности после того как проект своего легкого танка предложил Луи Рено.

Танки «Шнейдер» постепенно вывели из боевых частей и стали переделывать в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов. К моменту перемирия с Германией их оставалось 97 единиц. Но на этом их история не закончилась, они воевали и в Африке и в боях Гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. Танки «Сен-Шамон» из-за большого запаса снарядов и неплохой скорости достаточно интенсивно использовались в течение последнего года Первой мировой войны в качестве самоходных артиллерийских установок и подерживали огнем легкие танки, сопровождая их в бою. На момент окончания войны в строю оставалось 72 танка, из них 50 были переделаны в транспортеры.

Танк Первой мировой

По количеству выпущенных танков (4330) французы превзошли англичан. Но значительное количество составили легкие танки «Рено», определившие характер послевоенного танкостроения во Франции, да и для других стран мира ставшие эталоном.

Post Author: asvfedf