Развитие итальянской бронетанковой техники
Следует отметить, что эти машины воевали не только в годы Первой мировой войны, в Эфиопии и Испании, но применялись и во Второй мировой войне в Северной Африке и Сицилии. Надо сказать, что идея создания танка родилась в Италии несколько раньше, чем во Франции и в Англии. Именно итальянский капитан Луиджи Кассали в 1915 году построил в Италии первый колесный танк по типу колесных машин инженера Павези, из-за чего его и назвали «Павези-Кассали». Танк имел две пулеметные башни, расположенные поперек корпуса, и два специальных резака по обеим сторонам корпуса спереди, чтобы резать проволочные заграждения. Машину построили, но военные посчитали ее малопрактичной и обратились за опытом к союзникам. Свой выбор они остановили на французских танках: причем посчитали возможным заказать фирме «Шнейдер» сразу 1500 танков СА-1. Французское правительство дипломатично порекомендовало итальянцам строить танки у себя на родине, но передало им три танка «Рено» FT-17 и два танка «Шнейдер» СА-1. В Италии они были подвергнуты серьезным испытаниям, по результатам которых итальянцы смогли разработать свои собственные машины: «Фиат-3000» (легкий танк на основе FT-17) и «Фиат-2000» — тяжелый танк.
Было принято решение изготовить легкие танки по типу «Рено» в количестве 1400 единиц к маю 1919 года, однако к 1921 году сумели сделать всего 105. «Фиат-3000А» модели 1921 года представлял собой в достаточной степени оригинальный проект, отличавшийся от французского прежде всего тем, что двигатель на нем был расположен поперек, а не вдоль корпуса. Танк был более компактным, устойчив при движении, особенно в горах, что для итальянцев имело особое значение. Первоначально танк вооружался двумя спаренными пулеметами воздушного охлаждения «Фиат» калибра 6,5-мм, но на модели «Фиат-3000В» 1930 года установили 37-мм орудие «Виккерс-Терни», для чего немного изменили форму башни, заменили двигатель и укрепили подвеску.
Двигатель на итальянском танке был мощнее, чем на аналогичных машинах Франции и США, а максимальная скорость по сравнению с танком «Рено» увеличилась до 24 км/ч. С этим танком итальянцы попробовали выйти на международные рынки вооружений, однако конкуренция с французскими машинами у них не удалась: особого интереса другие страны к этим танкам не проявили. Столь же неудачным был, фактически, и дебют второго итальянского танка периода Первой мировой войны — тяжелого «Фиат-2000».
Можно отметить, что именно итальянцы создали абсолютный тип тяжелого танка для нужд Первой мировой войны. Требование сплошной зоны пулеметного огня было выполнено, в то время как многие другие тяжелые машины похвастаться этим либо не могли, либо их пулеметный огонь не достигал такой интенсивности. Установка 65-мм короткоствольного орудия в башне с круговым вращением была наиболее оптимальным решением, кроме того данную башню можно было бы, в принципе, поставить и на другие, например, средние танки. Вместо примитивных смотровых щелей водитель танка имел перископ, а сам танк — вполне соответствующие своему времени маневренность и проходимость. Первым появившийся в бою «Фиат-2000» мог бы значительно ускорить процесс развития мирового танкостроения. Весьма оригинальный безбашенный танк, имевший вооружение в передней стенке корпуса, два двигателя и два члена экипажа, был разработан и фирмой «Форд» в США. Наверное, это был самый маленький среди серийных танков Первой мировой войны и самый легкий, поскольку его боевой вес немного превышал 3 тонны. В то же время он мог нести пулемет и даже 57-мм пушку, имел подрессоренную ходовую часть, а для преодоления окопов — хвост, очень полюбившийся конструкторам того времени. Танк должен был развивать скорость порядка 20 км/ч, а малые размеры делали его очень трудной мишенью. Американцы, как и англичане, уверенные в том, что война продлится и в 1919 году, заказали 15 тысяч. Но выпустить до перемирия успели только 15, так что никакой роли в боевых действиях они не сыграли, так же как и наиболее совершенные англо-американские танки Mk.VIII, впоследствии много лет использовавшиеся в армиях США и Канады в качестве учебных.
В США создали и несколько оригинальных экспериментальных машин, например танк с электротрансмиссией, танк с паровым двигателем и даже 9-тонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединявшиеся при помощи труб. Между ними располагалась небольшая бронированная кабина кубической формы с вращающейся башней для 37-мм орудия. Машина была испытана, этим все и завершилось. |