Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Конструкторы Германии и их танки

"Вероятно, они [танки] не принесут большой пользы,
но так как они уже сделаны, то мы попробуем их применить".
Генерал-фельдмаршал Гинденбург.

БронекареткаВ некоторых военных музеях можно увидеть необычную на первый взгляд артиллерийскую установку, в описании которой отмечено, что это 57-мм пушка немецкой фирмы «Крупп», созданная в 19 веке. Сама эта пушка конная, на «тележном ходу», размещается в куполообразной бронированной башне с круговым вращением и на цилиндрическом основании для защиты расчета. В годы Первой мировой войны подобные установки именовались «броневыми каретками», а солдаты их прозвали «пилюльными коробками», их использовали для нужд позиционной обороны на Западном фронте. Благодаря колесному ходу их можно было перебрасывать с одного участка на другой и там закапывать в землю в качестве бронированных огневых точек. Фактически это была готовая танковая башня, но только на первый немецкий танк ее так и не установили.

Бронекаретка

Броневая кареткаУже первые бои с танками показали германскому командованию, что при определенных обстоятельствах они являются сильным оружием. Работы над тяжелыми броневиками «Даймлер», «Бюссинг», «Эрхард» в Германии в это время велись уже полным ходом, шли испытания машин «Мариенваген» и «Орионваген» (еще одной полугусеничной машины с передним рулевым колесом и приземистым обтекаемым корпусом, частично закрывавшим ходовую часть), но до английских танков всем этим машинам было далеко. Не повезло со своими разработками инженеру Габелю, который в 1915 году предлагал модель боевой машины, передвигавшейся на вращающихся сферах. Она должна была весить 550 т и нести 75-мм броню. Патент на боевую машину в форме огромного шара был получен в Германии еще в 1905 году, но тогда никто ей не занимался. В одно время с Габелем изобретатель Флеттнер продемонстрировал военным свою 4-колесную сухопутную торпеду для резки колючей проволоки, которая управлялась по проводам и была вооружена огнеметом.

Orion-Wagen
Orion-Wagen

Танк A7V

В октябре 1916 года наряду с укреплением противотанковой обороны на фронте германские военные специалисты решили создать свой собственный танк. 13 ноября 1916 года была создана специальная техническая комиссия при отделе А7V — 7-м транспортном отделе Военного министерства, в честь которого был назван первый германский танк. К участию в проекте допустили фирмы «Даймлер», «Бенц» и «Опель». В разработке ходовой части участвовал представитель фирмы «Холт-Катерпиллер» X. Стайнер и сотрудниками Берлинской фирмы «Брасс унд Херштетт». Поддержка Военного министерства обеспечила проект необходимыми средствами. К 22 декабря он был уже закончен, но после этого его еще несколько раз пересматривали и улучшали, непосредственная работа над танком началась в январе 1917 года. Строить машину поручили фирме «Бремерваген», а ее конструктором был назначен Йозеф Фольмер. Заказ фирме подготовили на 100 шасси, но только 10 из них предполагалось забронировать. Первый прототип танка — готовое шасси с макетом бронекорпуса продемонстрировали в Берлин-Мариенсфельде 30 апреля, а 14 мая его уже показали на ходу в Ставке. Параллельно с ним испытывался и новый полугусеничный «Мариенваген II», кроме того свою «боевую артиллерийскую машину» К.D.I. представила фирма «Крупп». Однако по результатам испытаний все же был выбран А7V. Впрочем, шасси «Мариенвагена» потом также использовалось: на нем устанавливались зенитные и противотанковые орудия, а фирма «Эрхард» на его базе выпускала тяжелые бронеавтомобили.

Танк A7V
Танк A7V, апрель 1918 года

Далеко не сразу для танка первой мировой войны A7V выбрали соответствующее вооружение. Рассматривался вариант укороченного корпуса с восемью амбразурами: в них в зависимости от обстоятельств можно было установить две 20-мм пушки и два пулемета либо четыре пулемета и два огнемета. Танк с «полноразмерным» корпусом предполагалось вооружить 77-мм полевой пушкой образца 1896 года или же штурмовым пехотным орудием Круппа 1916 года, двумя 20-мм автоматическими пушками Беккера и четырьмя пулеметами. 77-мм штурмовая пушка с длиной ствола 20 калибров, имевшая снаряд массой 6,85 кг с начальной скоростью 400 м/с, была наиболее подходящим оружием для боевых действий, но заказы на нее оказались расписаны вперед на многие месяцы. Посчитали, что орудие имеет слишком большой откат. Поэтому по примеру англичан было решено поставить на танк 57-мм орудие — трофейные крепостные (казематные) пушки Максима — Норденфельда, которые в 1914 году были захвачены в крепости Антверпен. Орудие оказалось вполне подходящим для танка: при длине ствола 26 калибров оно имело длину отката всего 150 мм и дальность стрельбы 6400 м.

Танки Первой мировой — A7V
Танки первой мировой ноябрь 1917 Танки первой мировой октябрь 1918
ноябрь 1917 октябрь 1918
Танки первой мировой Танки первой мировой войны
март 1918 май-июнь 1918
Танки первой мировой войны все танки
апрель-май 1918 все танки
Нажмите на изображение для увеличения  

В боекомплект танка кроме 100 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами включили 40 бронебойных и 40 картечных. Осколочно-фугасные снаряды имели взрыватель с замедлителем и могли использоваться против полевых укреплений. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 487 м/с, а бронепробиваемость — 20 мм на дальности 1000 м и 15 мм — на 2000 м. Поскольку начальная скорость снарядов германской пушки была выше английской, германские танки имели более высокую точность стрельбы и превосходили своих английских противников в действии снаряда по бронированным целям. Что же касается ходовой части, то она была выполнена по типу американского трактора «Холт», а весь броневой корпус крепился на ней сверху на раме и собирался на каркасе при помощи клепки. Толщина и качество брони (30-мм в лобовых частях корпуса) достаточно хорошо защищали экипаж от бронебойных пуль на дальности от 5 метров и больше, а также от осколочно-фугасных снарядов легких полевых орудий. Бронестойкость корпуса повышалась наклоном брони и его «корабельными» очертаниями спереди и сзади. Уязвимыми были стыки бронелистов из-за плохой пригонки, особенно на углах. По утверждениям союзников, через эти стыки внутрь корпуса проникали осколки пуль и свинцовые брызги, что приводило к ранениям экипажа. В целях вентиляции на крыше корпуса спереди и сзади были устроены вентиляционные решетки, служившие также для освещения боевого отделения. Однако такая вентиляция оказалась недостаточно действенной, из-за чего на марше экипажи вынуждены были сидеть на крыше.

Танки Германии Первой мировой
Танк "Mephisto" Танк 543 "Adalbert" Танк "Heiland"
Танк 506 "Mephisto" подорван ночью 25 апреля 1918 года Танк 543 "Adalbert", демонстрация. 10-ая армия, Западный Фронт, 1918 год Танк 540 "Heiland"
Танк A7V Танк "Nixe II" Танки Первой мировой войны
Командный пункт танка "Wotan". Танк 529 "Nixe II" (Leutnant Biltz), был потерян к северу от Реймса 31 мая 1918 Слева-направо: танки 563 "Wotan", 528 "Hagen", 525 "Siegfried" и 504 "Schnuck"
Нажмите на изображение для увеличения   

Внутри в центре машины стояли рядом два бензиновых двигателя фирмы «Даймлер», работавшие каждый на свою гусеницу. Запустив один из них, второй можно было включить через сцепление, что было весьма удобным решением, так же как и принудительная подача бензина давлением отработанных газов, что позволяло снизить пожароопасность. В отличие от первых английских машин подача не зависела от наклона танка; и по всем остальным показателям технической части первый немецкий танк получился удачнее английского.

танк A7V

Расчет пушки и каждого из 6 стандартных пулеметов «максим» на А7V состоял из двух человек — ошибка, которой смогли избежать французы при разработке легкого танка «Рено». Поэтому на танке оказался рекордно большой экипаж — 18 человек, состоявший из командира, водителя, двух инженеров-трансмиссионщиков (они же запасные водители), двух артиллеристов и 12 пулеметчиков. Помимо основного вооружения экипажу полагались ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и один огнемет (на практике не были получены). Концепция А7V воплощала собой идею «подвижного форта», больше полезного при обороне, чем для поддержки собственного наступления. Кругового обстрела у немцев не получилось, так как углы наведения орудия в обе стороны по горизонтали составляли 45°. Очень узкое поле зрения прицела и его расположение приводили к тому, что наводчик легко терял цель даже при самом незначительном движении танка, поэтому вести прицельный огонь можно было только с места. Чтобы облегчить наводчику наведение на цель, над орудием был закреплен целеуказатель, который командир из рулевой рубки поворачивал при помощи троса. У расчета орудия была специальная сигнальная панель, где были красная и белая лампочки, зажигая которые, командир мог передать команды «заряжай», «внимание» и «огонь». Остальному экипажу приходилось передавать команды жестами и криком.

Тяжелый танк A7V
Тяжелый танк A7V.

Управление немецким танком было более легким и продуманным, нежели на английских машинах, вплоть до танка Мk.V, и требовало усилий одного лишь водителя. Расположение командира и водителя в рубке над корпусом также давало им определенные преимущества, поскольку сидели они высоко и имели неплохой обзор. Но это было и не очень удачно, так как прямо по курсу водитель мог видеть дорогу только на расстоянии 9 м. Поэтому в управлении танком вынуждены были участвовать два механика, наблюдавшие за местностью через люки в бортах и сообщавшие водителю о своих наблюдениях. При сложенной верхней рубке А7V мог перевозиться на стандартной платформе по германским, французским и бельгийским железным дорогам без помех со стороны железнодорожных сооружений. Но для его погрузки на железнодорожную платформу обычно приходилось сооружать специальную рампу.

Танк A7V

Первые пять танков А7V германское командование планировало получить уже в июне 1917 года, но из-за дефицита материалов и нехватки рабочих рук первый серийный танк был сделан 17 октября. В начале февраля 1918 года в Германии была создана первая танковая часть — «штурмовое отделение бронированных машин», и началось обучение личного состава. Впервые германские танки вступили в бой 21 марта 1918 года неподалеку от местечка Сент-Кантен. Надо отметить, что в инструкции Ставки Главного командования о взаимодействии танков с пехотой указывалось, что танки и пехота должны продвигаться вперед независимо друг от друга. При этом пехота не должна была подходить к танкам ближе, чем на 200 шагов, так как считалось, что это опасно из-за сильного артиллерийского огня, который, как считалось, будет сразу же открыт по новым машинам. Впоследствии немецкие танки участвовали во многих боях, и зачастую одно их появление вызывало панику среди английских солдат. Но действовали они мелкими группами, что не давало значительного эффекта. Кроме того, большие размеры танка А7V, его высота, превращают его в хорошую мишень, а неважная проходимость затрудняет использование.

Танк A7V

Танк мог уверенно передвигаться по рыхлому грунту, но только по ровному месту, без бугров, глубоких воронок и ям, поскольку при боковом крене он легко опрокидывался. При переходе через проволочные заграждения колючая проволока очень часто затягивалась под гусеницы и запутывалась в них, что перегружало сцепления и выводило их из строя. В первоначальном проекте для повышения проходимости на танке предусматривался специальный «нос» из двух треугольных балок таврового сечения. В отличие от французских легких танков, имевших хвост позади танка, обе эти рамы должны были укрепляться спереди. Нос даже был выполнен на деревянном макете, но уже на первом демонстрационном образ­це от него отказались. Боевой опыт показал, что обилие вооружения при недостаточной подготовке экипажей мешало его использовать и только затрудняло работу танкистов. За две дымящие выхлопные трубы по бортам и громоздкий неуклюжий корпус германские солдаты прозвали танк Первой мировой войны А7V «тяжелой походной кухней». Но даже таких танков к сентябрю 1918 года армия получила всего 20, что было явно недостаточно.

Танк А7V-U

Обкатывая трофейные танки, германские специалисты пришли к выводу, что их машина должна быть похожа на танки англичан. Прототип нового танка был готов даже раньше, чем АТV (1 сентября 1917 года) и получил обозначение А7V-U. Корпус танка приобрел в сечении форму ромба, но несколько более угловатого по сравнению с его английскими предшественниками. Места механика-водителя и командира расположили спереди, как и у англичан, но броневую рубку наверху сохранили. Теперь она служила для наблюдения, и в ней можно было устанавливать пулеметы. Толщину брони уменьшили до 20 мм, но защищенность танка за счет наклона передних бронелистов корпуса под углом 50° к вертикали даже несколько возросла. По обе стороны от двигателей располагались спонсоны, вооруженные 57-мм орудиями Максима-Норденфельда, а позади них в бортах — два пулемета МG.08. Угол горизонтального обстрела пушек в спонсонах превышал 90°. Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом боевого отделения. Вентиляция осуществлялась через отверстия в крыше рубки и корпуса позади нее, забранных для защиты стальными полосами. На крышу были выведены выхлопные коллекторы двигателей.

Тяжелый танк A7VU  
Тяжелый танк A7VU
Тяжелый танк A7VU
Нажмите на изображение для увеличения  

Экипаж танка был меньше, работать ему было удобнее, чем на А7V, поскольку у танка была упругая подвеска. Первые испытания новой машины прошли 25 июня 1918 года. Танк А7V-U продемонстрировал лу́чшую защищенность и скорость движения, однако его вес оказался слишком велик, а сопротивление движению на 40 % выше, чем у А7V. Танк оказался технически очень сложным и дорогостоящим, поэтому 12 сентября Ставка распорядилась работы над ним прекратить, а его единственный опытный экземпляр был разобран.

Танк «Колоссаль» (K-Wagen)

Такая же судьба постигла и еще один опытный германский танк марки «К» — «Колоссаль» — машину весом около 150 т. Военное министерство утвердило его проект 28 июня 1917 года, причем первоначально планировалось сделать 10 таких танков, но потом заказали их в количестве 100 экземпляров. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, четыре 77-мм казематные пушки в спонсонах и семь пулеметов. Экипаж должен был состоять из 22-27 человек. Благодаря большой длине корпуса, который гусеницы охватывали так же, как и у англичан, он мог форсировать рвы шириной до 4 м. Для перевозки по железной дороге танк «К» можно было разобрать на 15-20 частей, после чего собрать на исходных позициях.

Танк "Колоссаль"

Вероятно, германское командование всерьез планировало при помощи этих танков добиться перелома в ходе военных действий. Но очень скоро стало понятно, что добиться этого без наступления нельзя, в то же время такие танки можно было использовать исключительно в обороне. Контракт на постройку пяти экземпляров «К» заключили с шарикоподшипниковым заводом «Рибе» в Берлин-Вайсензее, на пять других — с «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. Работы начались в апреле 1918 года, и к концу Первой мировой войны на «Рибе» почти достроили один танк, а для второго сделали бронекорпус и комплект основных узлов за исключением двигателей. Но Германия потерпела поражение, и все сделанное было пущено на слом.

Танк

Спустя четверть века в Германии были снова построены два 180-тонных танка «Маус», также не принимавших участия в бою. В обеих мировых войнах после перелома хода событий не в свою пользу военное руководство Германии делало ставку именно на «сверхтанки». Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза они реализованы не были.

Post Author: asvfedf