Английский боевой танк"Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" , Э. Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) обратился с письмом к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу (George Arthur French), сообщив ему о проходящих экспериментах («О необходимости истребителей пулеметов»). Генерал под впечатлением огромных потерь, которые несли его войска, сразу же откликнулся, а офицеры из штаба постарались изложить в деталях, какая машина им требуется. По их мнению, будущий «сухопутный броненосец» должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения в несколько рядов, развивать скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек. У Комитета сухопутных кораблей были окончательно развязаны руки, и Д’Энкур вместе со Свинтоном вплотную занялись проектированием.
Опытный экземпляр на шасси трактора «Буллок» под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Они дали машине название «Маленький Вилли». При боевом весе около 18 тонн ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Но вооружение на ней так и не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней (ради веса). Нужно отметить, что сделана она была еще до того, как Комитет получил одобренную военными спецификацию Свинтона, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя «Маленький Вилли» еще не годится. Главным недостатком называли то, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. У инженеров возникла мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными. Предполагались и экзотические способы для преодоления траншей вроде гусенично-шагающего механизма «ноги слона», на котором 6 шагающих опор могли бы использоваться в качестве опоры для гусениц трактора «Грипин-Грип», но собранный образец получился нелепым и громоздким.
Вопреки техническому заданиюТак что выбор был окончательно сделан в пользу машины с ромбическими гусеницами, получившей название танк «Большой Вилли», а затем «Мать», первый образец которой фирма Фостера выпустила в конце 1915 года, а уже 30 января 1916 года представила машину на испытания. 2 февраля 1916 года в парке Хатфильд неподалеку от Лондона его наблюдал министр вооружений Д. Ллойд Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании, а сэр Уинстон Черчилль сумел даже забраться в него через дверцу в спонсоне.
Машина успешно перебиралась через нарытые в парке рвы и воронки, однако Китченер (Horatio Herbert Kitchener, фельдмаршал), также присутствовавший на испытаниях, остался при своем мнении, что это не более чем «дорогая игрушка». Первый танк, конечно, имел немало недостатков, оказался и малоподвижным, и непрочным, но задачам, поставленным перед ним, вполне отвечал. В связи с чем было решено заказать сразу 100 таких «сухопутных броненосцев» и поскорее испытать их в боях Первой мировой войны. Первый танк был известен под целым рядом названий — «Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» и даже «Стоножка», в серийное производство он поступил с обозначением «Марка-1», или сокращенно танк Mk.I. И тут же для танков было придумано весьма оригинальное деление на «самок» и «самцов» по типу установленного на них вооружения.
Всего было изготовлено 75 «самцов» и 75 «самок», причем в бою пушечные танки должны были поддерживать пулеметные.
Надо отметить, что первый английский танк появился на свет вопреки выданному на него техническому заданию, в котором ясно говорилось, что на машине должна стоять 40-мм автоматическая пушка Максима, получившая в английской армии характерное название «Пом-Пом» и два пулемета, но Мк.I этому не соответствовал. Морские гаубичные орудия имели фугасные снаряды с донным взрывателем и мало подходили для стрельбы по живой силе и вражеским пулеметам, поскольку разрывной заряд у них был очень мал. Была необходима либо стандартная полевая пушка британской армии, либо 40-мм автомат, компенсировавший недостаток взрывчатки в снарядах своим высоким темпом стрельбы. Но флот вооружал танки. |