Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Джон Уолтер КристиОдним из первооткрывателей в области бронетехники был американский конструктор Джон Уолтер Кристи. Случалось, что в советские годы авторы отдельных книг про танки говорили, что жил он в Германии под именем Вальтер, кроме того, сообщали, что он передал СССР свой танк, не желая, чтобы его использовали империалисты. Но на самом деле Д. Кристи (1865 — 1944 гг.) никогда не был сторонником большевиков, но и нацизм не одобрял. Это был типичный американец, предприимчивый, инициативный, упорный в достижении поставленной цели, но в то же время неуживчивый и эксцентричный. Свои идеи он жаждал воплотить в металл и стремился к этому, несмотря ни на что.

Машина Кристи

Работа У. Кристи на оборону САСШ (Северо-Американских Соединенных Штатов) началась в 1915 году, когда он, являясь владельцем небольшой частной компании «Фронт драйв мотор компани», решил сконструировать 76,2-мм зенитное орудие на самоходном колесном шасси. Перетяжеленная самоходка была подвергнута серьезной критике, однако Военно-промышленный комитет посчитал целесообразным сделать ему еще один заказ на 203-мм самоходную гаубицу, которую Кристи поставил на такое шасси, что оно позволяло ей двигаться не только на колесах, но и на гусеницах. Несмотря на то что скорость на гусеницах достигала 25 км/ч, ее не приняли как и предыдущий образец М.1916, хотя конструктор и получил 7800 долларов за зенитку и 60000 — за 4 мортиры.

Танк Кристи

Опытный крейсерский танк У. Кристи, модель1919 г.

По итогам испытаний были признаны неудачными и все остальные его разработки: 75-мм, 105-мм и 155-мм пушечные и гаубичные САУ, которые заказывал ему департамент. Всего за 4 года он построил 11 машин 4 типов, и все они были забракованы по причине недостаточной технической надежности. Заказ на свой первый танк Кристи получил 22 ноября 1919 года, а полную спецификацию на него — 8 июня 1920 года. Уже в январе 1921 г. танк демонстрировался на его заводе, после чего его отправили на Абердинский полигон для испытаний, которые проводились до 21 апреля 1921 года.

Главным достоинством нового танка было то, что он мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 минут, но так как две колесные пары были у танка неподрессоренными, его очень сильно трясло на колесном ходу. Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа гусеницы признали неудовлетворительной. Боевую часть — тесной и плохо вентилируемой. В то же время даже эта конструкция содержала немало интересных технических решений. Например, имевшийся в его распоряжении 6-цилиндровый двигатель собственной конструкции мощностью 120 л.с. Кристи расположил поперек корпуса с приводом на два фрикциона и две бортовые коробки передач. Благодаря этому при повороте можно было отключить соответствующий фрикцион, и ведущее колесо, вращаясь вхолостую, делало меньше оборотов и облегчало поворот танка.

Средняя пара опорных катков вместе с верхним поддерживающим роликом могла подниматься и опускаться, что обеспечивало натяжение гусениц. По результатам испытаний было решено переделать машину, на что выделялись дополнительные ассигнования. Контракт был заключен 15 июня 1921 года, после чего танк сначала отправился обратно на завод, а затем 28 марта 1922 г. опять на Абердинский полигон для испытаний. Новый танк, получивший обозначение М.1921, хотя и создавался на базе своего предшественника, имел множество отличий. Отсутствовала башня, а спаренная пушечно-пулеметная шаровая установка была размещена в лобовом бронелисте корпуса. Два дополнительных пулемета «браунинг» в шаровых установках размещались по углам боевого отделения, из-за чего экипаж танка на одного человека пришлось увеличить. Теперь два стрелка обслуживали пушку и два пулемета, а командир мог вести наблюдения за дорогой, причем механика-водителя посадили слева сзади. Ходовая часть танка использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки — катки большого диаметра. Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на испытаниях. Танк достаточно хорошо, особенно, если судить по фотографиям, преодолевал различного рода препятствия, однако военные посчитали,  что маневренность и механическую надежность недостаточными, а боевое отделение для 4 человек слишком тесным.

Конструкция шасси

Конструкция шасси крейсерского танка У. Кристи

За танк М. 1919 и его переделку (М.1921) Департаменту вооружений пришлось заплатить 82000 долларов, но так как после войны военные расходы сильно уменьшились, дальнейшее финансирование проекта было прекращено, а сам танк М.1921 10 июля 1924 г. поступил в музей Абердинского полигона. В 1926 году поляки предложили Д. Кристи продать М.1921, но сделка не состоялась, и он так и остался музейным экспонатом. Кристи эта неудача не остановила, как, впрочем, и еще одна, последовавшая вслед за первой, когда после всех испытаний осталась невостребованной целая серия его амфибийных колесно-гусеничных машин М.1921, М. 1922 и М. 1923 для Корпуса морской пехоты.

На всех этих машинах Кристи вновь установил автомобильные колеса большого диаметра, передняя пара которых была управляемой. Привод предпоследней пары колес от последней (для повышения тяговых характеристик) осуществлялся при помощи съемных цепей Галля. На воде движение танка обеспечивали два гребных винта, а его повороты достигались их реверсированием, причем скорость на плаву была 12 км/ч. Вооружение танков-амфибий Кристи для машин подобного типа было по тому времени исключительно мощным: 75-мм французская полевая пушка Шнейдера модели 1897 года, состоявшая на вооружении армии США. На своем танке М.1922 У. Кристи в целях рекламы 6 декабря 1922 года переплыл реку Гудзон. В 1923 году с борта линкора «Висконсин» М. 1923 с учебными целями высадили на побережье Пуэрто-Рико, опробовалась его перевозка на палубе подводной лодки в погруженном состоянии. Однако новых заказов на свои амфибии конструктор так и не получил и вынужден был дальнейшее сотрудничество с Корпусом морской пехоты прекратить.

John Walter Christie

Post Author: asvfedf