Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Колесно-гусеничныйПочти одновременно с разработками колесно-гусеничного танка в США и в Европе также начали работать над созданием танков этого типа. Хотя до идей, заложенных в танк Кристи М.1919, они так и не дошли. Надо отметить, что острый интерес к таким машинам в это время был вовсе не случаен. Дело в том, что танки 20-х гг. обладали очень плохой оперативной подвижностью, из-за чего их было трудно перебрасывать на значительные расстояния своим ходом. Причина этого заключалась не столько в их невысокой скорости, сколько в низком качестве гусениц, которые требовали замены через 80-100 км движения по шоссе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что французы начали модернизировать свои танки FТ-17 именно с установки на них резиновых гусениц, чтобы повысить их эффективный радиус действия. По этой же причине — высокая износоустойчивость и надежность гусеницы — успех ожидал и английский танк «Виккерс-6 тонн». Но кардинальным образом проблема так и не была решена, пока за нее не взялся конструктор У. Кристи.

Относительно небольшие размеры и вес танков того времени сделали возможным реализацию идеи колесно-гусеничного танка в таких странах, как Австрия, Польша и Венгрия, только-только вступивших тогда в «танковый клуб». Первыми в создании бронетехники двойной проходимости в Европе стали опять французы, построившие серию малых танков или танкеток фирмы «Сен-Шамон» образцов 1921, 1924, 1926 и 1928 гг. Но французы сразу пошли по самому сложному пути, так как решили на одной машине установить оба движителя: и гусеничный, и колесный.

Сен-Шамон St. Chamond 21

Так, на танках М21 и М24 передняя и задняя пары колес устанавливались спереди и сзади на специальных кронштейнах, которые можно было опускать и поднимать, причем экипаж в это время оставался в машине. Проще всего было колеса поднимать, поскольку в этом случае танк ложился на гусеницы. Для обратной операции требовалось наехать на специальные деревянные подставки, которые нужно было возить с собой и ставить на землю, чтобы танк мог на них наехать. Сначала приподнималась передняя часть танка, потом — задняя. Все это было, конечно, очень неудобно, а кроме того в поднятом положении колеса сильно ухудшали водителю обзор и мешали применять оружие. Скорости движения оставались невысокими. Например, танк «Сен-Шамон» М21 при весе в 3,5 т развивал скорость на гусеницах всего 6 км/ч, а на колесах 28 км/ч. М28 весил уже 8,7 т, но ходовые качества у него не изменились.

танк КН-50

Чехословацкий танк KH-50

На чехословацком танке КН-50 (1924 г.) колеса в поднятом положении были размещены по бортам корпуса. Конструкторы решили отказаться от силового привода для перемены хода, и теперь вся эта операция проделывалась вручную, путем наезда на деревянные подставки, которые в походном положении крепились к бортам. Конструкция получилась достаточно простой и надежной, танк был неплохо вооружен — 37-мм пушка и пулемет, — но из-за своего маломощного двигателя его скорость была по-прежнему невелика: на колесах — 35 км/ч, на гусеницах -14 км/ч.

Легкий танк LK-II
LK-II Легкий танк
Нажмите на изображение для увеличения

Конструированием чехословацких танков КН («колохусенка» — «гусеница») занимался германский конструктор Йозеф Фольмер, успевший к этому времени поработать и в Швеции, где его модернизированные танки LK-II были запущены в серийное производство и составили основу шведского танкового парка 20-х годов. Вооруженные 37-мм орудием в башне, спаренным с ним пулеметом и еще одним пулеметом в корпусе, эти машины, получившие в Швеции обозначение М/21, зарекомендовали себя здесь достаточно хорошо.

Легкий танк
Leichte Kampfwagen LK-II, Stridsvagn m/21 (швед.) шведский флаг
Танк Швеции
Stridsvagn m/21-29 (швед.) Швеция

Главным недостатком шведы посчитали малый запас хода и невысокую скорость — 18 км/ч. И поэтому в 1931 году фирма «Ландсверк» также создала колесно-гусеничный танк марки La30, оказавшийся, наиболее удачной машиной этого класса в Европе. Подъем и опускание колес у него осуществлялись силой двигателя всего за 20 секунд, причем не только на месте, но и непосредственно на ходу. Расположенные по бортам колеса не мешали ни обзору, ни стрельбе, но их уязвимость от неприятельского огня была очевидна, поэтому, по всей видимости, эти танки кроме Швеции нигде больше не использовались. Но и здесь, на нескольких последующих образцах шведы попытались спрятать их за броневые фальшборты, что увеличило вес, не увеличив их защищенности.

танк "Ландсверк-30"

Шведский легкий колесно-гусеничный танк «Ландсверк-30»,1931 г.

Неудачными были и другие попытки создать надежный и высокоскоростной колесно-гусеничный танк, причем даже в такой стране, как Англия. Здесь в колесно-гусеничном варианте была изготовлена самая первая танкетка «Карден-Лойд», средний танк образца 1926 г. Мk.I (не следует путать с тяжелым танком Мk.I Первой мировой войны) и целый ряд колесно-гусеничных бронеавтомобилей, отличавшихся наличием чисто пулеметного вооружения. Все они были сложными по конструкции и отличались низкой надежностью.

Post Author: asvfedf