Когда танков еще не былоПоскольку воевать как правило приходилось вне дорог, то для вездеходной боевой машины требовались гусеницы. Несмотря на то, что в начале 20-го века военные видели только тихоходные гусеничные тракторы, но проекты таких машин уже тогда начали появляться. Первым в 1903 году свою конструкцию представил капитан французской армии Левассер, но она так и не была использована. В 1911 году поручик австро-венгерской армии Г. Бурштын предложил военному министерству проект колесно-гусеничной бронированной машины, во многом предвосхитив последующие работы в этой области. В соответствии с проектом машина имела две гусеницы с двумя парами колесных опор, увеличивающих ее способность преодолевать препятствия, а также четыре подъемных колеса для езды по шоссе. По расчетам автора проекта скорость движения на гусеницах должна была составлять 5-8 км/ч, а на колесах — 20-30 км/ч. Экипаж состоял из 3-4 человек, а вооружение из малокалиберного орудия во вращающейся башне. Проект не был реализован, так же как и проекты американцев Клива Шаффера, Е. М. Уиллока и Френсиса С. Лава.
Танк МенделееваВ том же году проект первого в мире сверхтяжелого танка разработал инженер Василий Дмитриевич Менделеев (сын русского химика Д. И. Менделеева), который предложил фактически даже не танк, а настоящий бронированный форт на гусеничном ходу. Проект содержал много оригинальных технических решений:
По всем показателям тактико-технические характеристики машины впечатляли, при этом особенно мощным казалось вооружение — 120-мм морская пушка Канэ. Проект предусматривал возможность переброски танка по железной дороге, поскольку только железнодорожные мосты и могли бы выдерживать подобную тяжесть. Важно и то, что конструктор предусмотрел разместить топливные баки в задней части корпуса, в специальном отделении под днищем, что существенно уменьшало возможность пожара в боевых условиях. К сожалению, танк Менделеева не отражал реального положения вещей и нужд армии. Даже через много лет танкам не требовалась толщина брони в 150-мм, а также такие мощные орудия, огромный вес и малая проходимость. Все это превращало проект в «хорошую игрушку для ума» и не более того. В нем все было избыточно, а, следовательно, неработоспособно. А то, что сам конструктор этого, к сожалению, не увидел, может быть объяснено только тем, что очевидных выгод от своей разработки он просто не понимал. Или же свою роль здесь сыграл и чисто российский менталитет добиваться совершенства по максимуму. Другие проектыАвстралиец Ланселот де Моль предложил в 1912 году более реалистичный проект машины, гусеничное шасси которой могло изгибаться в горизонтальной плоскости, чем и достигалась возможность совершать повороты. «Платформу» де Моля можно было использовать в качестве носителя различных видов вооружения, однако военный комитет отклонил его предложение. Так же как и многие другие, конструктор придумал свою машину слишком рано, когда реальной необходимости в ней еще никто не ощущал. Самое интересное, что технологические возможности многих стран мира даже в XIX века были вполне достаточными для того, чтобы создать боевую гусеничную машину для действий на поле боя. Орудийные башни, в том числе и на роликовых, а также на шариковых опорах, конструкторы создали еще в 1871 году.
В 1883 году был сконструирован пулемет, паровые тракторы и транспортеры для пушек использовались в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. Еще раз можно вспомнить и о том, что в войнах конца XIX столетия широкое распространение получили бронепоезда, причем первый проект такого поезда появился во Франции еще в 1826 году, то есть буквально через год после постройки Стефенсоном своего знаменитого паровоза «Ракета». Правда, в Европе первый бронепоезд был построен только через 22 года: его применила австрийская армия во время осады венграми австрийской столицы. Затем бронепоезда использовались во время гражданской войны в США, участвовали в обороне Парижа в 1871 году, после чего наступил относительно короткий период развития «бронекареток».
Серия бронекареток сводилась в группу, представлявшую собой мелкие подвижные огневые точки на рельсовом пути. Максимальное развитие и практическое применение бронекаретки получили при обороне Серета в Румынии в войне 1889 года, где их было применено 571. Пример Англо-бурской войны, широко применялись бронепоезда, также является весьма показательным, но боевая машина на гусеницах в это время в армии так и не появилась. Военная доктрина того времени не соответствовала уровню технических достижений из-за инертности мышления. На кораблях по-прежнему сохранялись паруса и тараны, а пулеметы «максим», по мнению военных стреляли слишком быстро и тратили слишком много патронов, что для военного бюджета казалось обременительным. Армии готовились к маневренным боям на пересеченной местности. Перемещаться туда они должны были по железной дороге, а там на местах идти своим ходом. Маневренная война просто не требовала тяжелых, медлительных машин, в то время появившиеся быстроходные автомобили на пересеченной местности использовать было нельзя, потому что машины двигались вперед до первой ямы. Скоростные машины на гусеницах также были невостребованы. |