Site Loader
Get a Quote
Rock Street, San Francisco
Rock Street, San Francisco

Когда танков еще не было

Оружие на гусеницахПоскольку воевать как правило приходилось вне дорог, то для вездеходной боевой машины требовались гусеницы. Несмотря на то, что в начале 20-го века военные видели только тихоходные гусеничные тракторы, но проекты таких машин уже тогда начали появляться. Первым в 1903 году свою конструкцию представил капитан французской армии Левассер, но она так и не была использована. В 1911 году поручик австро-венгерской армии Г. Бурштын предложил военному министерству проект колесно-гусеничной бронированной машины, во многом предвосхитив последующие работы в этой области. В соответствии с проектом машина имела две гусеницы с двумя парами колесных опор, увеличивающих ее способность преодолевать препятствия, а также четыре подъемных колеса для езды по шоссе. По расчетам автора проекта скорость движения на гусеницах должна была составлять 5-8 км/ч, а на колесах — 20-30 км/ч. Экипаж состоял из 3-4 человек, а вооружение из малокалиберного орудия во вращающейся башне. Проект не был реализован, так же как и проекты американцев Клива Шаффера, Е. М. Уиллока и Френсиса С. Лава.

Проект обер-лейтенанта Гюнтера Бурштына (Gunther Burstyn).
Проект обер-лейтенанта Гюнтера Бурштына (Gunther Burstyn).

Танк Менделеева

В том же году проект первого в мире сверхтяжелого танка разработал инженер Василий Дмитриевич Менделеев (сын русского химика Д. И. Менделеева), который предложил фактически даже не танк, а настоящий бронированный форт на гусеничном ходу. Проект содержал много оригинальных технических решений:

  • поворот маски пушки при помощи электрического сервопривода, с
  • ервопривод агрегатов трансмиссии,
  • пневматическую регулируемую подвеску, позволявшую опускать корпус машины на грунт для более точной стрельбы с места,
  • подъемную пулеметную башенку,
  • противоснарядное бронирование (100-150 мм),
  • дублирование постов управления.

Танк Менделеева

По всем показателям тактико-технические характеристики машины впечатляли, при этом особенно мощным казалось вооружение — 120-мм морская пушка Канэ. Проект предусматривал  возможность переброски танка по железной дороге, поскольку только железнодорожные мосты и могли бы выдерживать подобную тяжесть. Важно и то, что конструктор предусмотрел разместить топливные баки в задней части корпуса, в специальном отделении под днищем, что существенно уменьшало возможность пожара в боевых условиях.

Танк Менделеева

К сожалению, танк Менделеева не отражал реального положения вещей и нужд армии. Даже через много лет танкам не требовалась толщина брони в 150-мм, а также такие мощные орудия, огромный вес и малая проходимость. Все это превращало проект в «хорошую игрушку для ума» и не более того. В нем все было избыточно, а, следовательно, неработоспособно. А то, что сам конструктор этого, к сожалению, не увидел, может быть объяснено только тем, что очевидных выгод от своей разработки он просто не понимал. Или же свою роль здесь сыграл и чисто российский менталитет добиваться совершенства по максимуму.

Танк Менделеева

Другие проекты

Австралиец Ланселот де Моль предложил в 1912 году более реалистичный проект машины, гусеничное шасси которой могло изгибаться в горизонтальной плоскости, чем и достигалась возможность совершать повороты. «Платформу» де Моля можно было использовать в качестве носителя различных видов вооружения, однако военный комитет отклонил его предложение. Так же как и многие другие, конструктор придумал свою машину слишком рано, когда реальной необходимости в ней еще никто не ощущал. Самое интересное, что технологические возможности многих стран мира даже в XIX века были вполне достаточными для того, чтобы создать боевую гусеничную машину для действий на поле боя. Орудийные башни, в том числе и на роликовых, а также на шариковых опорах, конструкторы создали еще в 1871 году.

Музей науки, Паровоз
Лондон, Музей науки, Паровоз «Ракета».

В 1883 году был сконструирован пулемет, паровые тракторы и транспортеры для пушек использовались в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. Еще раз можно вспомнить и о том, что в войнах конца XIX столетия широкое распространение получили бронепоезда, причем первый проект такого поезда появился во Франции еще в 1826 году, то есть буквально через год после постройки Стефенсоном своего знаменитого паровоза «Ракета». Правда, в Европе первый бронепоезд был построен только через 22 года: его применила австрийская армия во время осады венграми австрийской столицы. Затем бронепоезда использовались во время гражданской войны в США, участвовали в обороне Парижа в 1871 году, после чего наступил относительно короткий период развития «бронекареток».

Ранний вариант "бронекаретки"
Ранний вариант «бронекаретки».

Серия бронекареток сводилась в группу, представлявшую собой мелкие подвижные огневые точки на рельсовом пути. Максимальное развитие и практическое применение бронекаретки получили при обороне Серета в Румынии в войне 1889 года, где их было применено 571. Пример Англо-бурской войны, широко применялись бронепоезда, также является весьма показательным, но боевая машина на гусеницах в это время в армии так и не появилась.

Военная доктрина того времени не соответствовала уровню технических достижений из-за инертности мышления. На кораблях по-прежнему сохранялись паруса и тараны, а пулеметы «максим», по мнению военных стреляли слишком быстро и тратили слишком много патронов, что для военного бюджета казалось обременительным. Армии готовились к маневренным боям на пересеченной местности. Перемещаться туда они должны были по железной дороге, а там на местах идти своим ходом. Маневренная война просто не требовала тяжелых, медлительных машин, в то время появившиеся быстроходные автомобили на пересеченной местности использовать было нельзя, потому что машины двигались вперед до первой ямы. Скоростные машины на гусеницах также были невостребованы.

Post Author: asvfedf